^ВВЕРХ
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», приказом Минобрнауки РФ от декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.2. Логопедический пункт в МДОУ д/с №7 «Колосок» (далее – ДОУ) организуется с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основными задачами логопедического пункта являются:
— своевременное выявление и предупреждение различных речевых нарушений;
— коррекция различных нарушений речи у детей дошкольного возраста;
— распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
1.3. Деятельность логопедического пункта регламентируется Уставом ДОУ и настоящим Положением.
1.4. Непосредственное руководство работой логопедического пункта в ДОУ осуществляет заведующий ДОУ.
1. Организация логопедической работы
2.1. В логопедический пункт зачисляются дети, посещающие данное дошкольное образовательное учреждение, и имеющие нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
2.2. Зачисление детей в логопедический пункт проводит учитель-логопед по результатам обследования детей в начале и конце учебного года. При зачислении учитываются возраст детей, характер и степень тяжести речевых нарушений. В первую очередь зачисляются старшие дошкольники с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения, а также дети младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями.
2.3. Зачисление в логопедический пункт детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.4. Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек.
2.5. Выпуск детей из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной речи.
2.6. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 2 — 3 месяцев до 1,5 — 2 лет и более.
2.7. Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей. Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
2.8. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а 1 — 2 раза в неделю во второй половине дня для того, чтобы организовать консультативную работу с родителями (законными представителями).
2.9. Занятия проводятся по согласованному с заведующим детским садом расписанию с учётом режима дня детей. Учитель-логопед приглашает детей на занятия с любых воспитательских занятий и мероприятий.
2.10. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов.
2.11. В случае необходимости уточнения диагноза дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
2. Документация учителя-логопеда логопедического пункта
3.1.Журнал состояния речи детей ДОУ.
3.2. Список детей, зачисленных на занятия на данный учебный год.
3.3. Речевые карты на каждого ребенка, зачисленного в логопедический пункт.
3.4. Индивидуальный план работы с ребенком.
3.5.Расписание индивидуальных занятий.
3.6. Журнал учета посещаемости.
3.7. Адаптивная образовательная программа для детей с нарушениями речи.
3.8. Индивидуальные тетради (папки).
3.9.Годовой план работы логопедического пункта.
3.10.Циклограмма работы учителя-логопеда.
3.11. Журнал профилактической работы.
3.12.Паспорт логопедического пункта.
3.13. Отчет о результатах работы за учебный год.
3. Материально-техническое обеспечение
4.1. В ДОУ должны быть созданы специальные условия для получения коррекционной помощи детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.Под специальными условиями для получения коррекционной помощи детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3.3.Для логопедического пункта выделяется специальный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенный специальным оборудованием, согласно общим требованиям, предъявленным к оборудованию логопедического кабинета.
3.4.В целях доступности получения коррекционной помощи воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
— присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
— обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
4. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)
5.1. Родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием программы, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами коррекции своих детей.
5.2. Родители (законные представители) имеют право защищать права и законные интересы детей.
5.3.Родители (законные представители) имеют право получать информацию о планируемых обследованиях детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований.
5.4.Родители (законные представители) имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
5.5.Родители (законные представители) обязаны:
— организовать системное посещение логопедических занятий;
— выполнять рекомендации логопеда.
5.6.Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатели и руководитель образовательного учреждения.
5.7.С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается соглашение о взаимодействии.
Приложение 1
Согласие родителей (законных представителей)
на психологическое и/или логопедическое сопровождение ребенка
Я _____________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя (законного представителя))
являясь родителем (законным представителем) _____________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
даю согласие на его (ее) психологическое и/или логопедическое сопровождение в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 7 «Колосок» (далее ДОУ), находящемся по адресу: п.Усть-Ордынский, микрорайон 8.
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя: психологическую диагностику, наблюдение в период адаптации, участие в групповых развивающих занятиях, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком, консультирование родителей.
Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, при необходимости индивидуальные занятия с ребенком (старший дошкольный возраст), консультирование родителей.
Педагог – психолог и/или учитель-логопед:
— предоставляет информацию о результатах психологического и/или логопедического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей);
— не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
— разрабатывает рекомендации воспитателям группы для осуществления индивидуальной работы;
— предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
— если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
— если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;
— если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.
Настоящее согласие дано мной «____»___________20____г. и действует на время пребывания моего ребенка в ДОУ.
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес ДОУ по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю ДОУ.